Манипулирование в рекламе

Итак, это первая статья из цикла статей «манипулирование людьми» и посвящена она манипуляциям в рекламе.
Реклама различных услуг и товаров буквально заполонила наше внимание. Если раньше все было не так навязчиво, то сейчас конкуренция диктует новые правила. Крупные компании практически борются между собой за клиентов, виртуозно изобретая новые способы воздействия на аудиторию. И даже если вы попытаетесь уткнуть свой взор в асфальт, в надежде спрятаться от брендов и слоганов, то вновь столкнетесь с рекламой, нарисованной баллончиком через трафарет прямо на асфальте - новым трендом сегодняшнего дня в рекламном бизнесе 
Реклама бывает различных форматов. Это уличная, телевизионная, радио реклама, листовки на улице, именуемые спамом, а также интернет реклама и т.д. Следует отметить, что зачастую реклама может преследовать несколько целей. Например, спам в почтовый ящик по моему житейскому опыту сразу идет в мусоропровод, но иногда попадаются гениальные идеи в этом, как мне раньше казалось, утопичном виде рекламы.
Первая цель почтового спама – заполучить внимание аудитории. Но если приходиться выгребать из ящика целый мешок макулатуры, то первая цель при стандартном подходе не выполняется и информация не достигает глаз потенциального клиента.
За последние 6 месяцев в мой почтовый ящик пришло лишь 2 достойных образца рекламы, на которые я обратил свое внимание. Они оба были запечатаны в конверты, и это было 100% попадание, потому как людям приходят письма, извещения, платежки в конвертах и которые они обычно не раскрывают в подъезде, а несут домой. Первая цель выполнена.
Уличная реклама тоже должна в первую очередь притягивать к себе внимание, поэтому используются яркие, выразительные цвета, а также цепляющие заголовки и слоганы. Но это частности, а я хотел показать вам эту картину целиком.
Пирамида потребностей
Рекламщики давно поняли, что товар нужно преподносить определенным образом, что в простонародье называется позиционированием. И с этой точки зрения идеальной моделью, как мне кажется, является пирамида Маслоу.

Почти любой товар или услугу можно запихать в конкретную ступеньку пирамиды кроме верхушки. И крупные игроки рынка акцентируют внимание своей аудитории на соответствующей потребности. Причем делают они это навязчиво, большими буквами
И всвязи с развитием общества, доступностью некогда уникальной информации эти знания сейчас используют многие компании.
Физиологические потребности
Сюда относится еда, лекарства, витамины и секс индустрия.
Отличным примером грамотного позиционирования или манипулирования в рекламе будет йогурт для детей растишка. Родителям через экран телевизора сообщают, что этот йогурт обладает супер витаминами и способствует росту их детей, что является правдой, но ведь любые кисломолочные продукты содержат много полезных веществ и дети на них будут расти как на дрожжах независимо от производителя.
Потребность в безопасности
На этой ступени вам будут назойливо напоминать о безопасности собственного тела, психики, имущества и т.п. Тут будут фигурировать супер навороченные двери с замками, которые невозможно взломать, техники защиты от манипуляций, защиты от воздействия. Если автомобиль будут позиционировать с этой позиции, то обязательно будут говорить о его надежности, упомянув о 15 подушках безопасности и о том, что ни один манекен во время тест-драйва не пострадал.

Потребность в принадлежности и любви
Это уровень принадлежности к общности людей по тому или иному признаку. Сюда относиться атрибутика различных социальных групп. Например такое позиционирование: одежда для футбольных фанатов, косметика для молодежи, товары для «избранных».
Сигареты Мальборо всегда позиционировались как сигареты для настоящих мужчин. На рекламных плакатах всегда изображены брутальные ковбои в шляпах. Так они создали некую ассоциативную связь: кури мальборо — будь крутым мужиком.

Потребность в уважении
На этой ступени находятся те товары, которые позиционируют как товары для успешных людей. Телефон верту, мерседес, ручка паркер, дорогой виски и т.д. Акцент делается на роскошь, признание.
Познавательные и эстетические потребности
Я думаю, вам уже понятен принцип позиционирования и вы сами сможете сформировать позицию на этих ступенях. Манипулирование в рекламе предполагает создание образа, в который человек начинает неосознанно верить и следовать как в случае дорогой машины или сигарет. Но это в большей степени подмена понятий, потому что признание и уверенность не нуждаются во внешней атрибутике. Поэтому я предлагаю вам самим разобрать оставшиеся пункты, а также обратить внимание на предыдущие. После этого вы будете видеть через какие образы вами пытаются манипулировать.
Конечно, я затронул лишь малую часть и в будущем возможно выйдет вторая часть. Спасибо за внимание.
© 2012, Skazal-Otrezal.ru. Все права защищены. При копировании статьи ссылка на первоисточник обязательна.