
Человек довольно сложно поддается обучению. Или лень мешает, или преподаватели скучные. Или учебники написаны так, что черт голову сломит. И больше десяти лет мы постигаем некоторые азы наук. Но, что особо интересно, так это то, что учить человека врать совсем не надо. Эту науку он постигает сам, экстерном. И редко от кого можно услышать фразу: «Я совсем не умею врать». Хотя и произносящие эту фразу уже наверняка, врут.
Ложь, это идеальный способ манипулировать людьми. И все мы этим пользуемся. Как, возмутятся некоторые, я никогда и никем не манипулирую. Я отвечу так: «В лучшем случае, вы делаете это неосознанно. А так, между прочим». И этот способ управления людьми мы начинаем постигать еще в младенческом возрасте. Чуть что не по-моему – и в крик. И бедные родители, чтобы не позориться перед людьми, быстренько выполняют ваши желания. Или на руки возьмут, или вниманием наградят.
Но мы не о детях. Мы о взрослых, которые манипулируют уже более искусно. С помощью тонкой лжи. Вот, например, нас так и подмывает узнать реакцию человека на некоторые ваши действия. А вдруг эта реакция будет негативной? Мы тут же придумываем ход, что якобы эти действия произошли с посторонним человеком. И следим за реакцией. Если реакция положительная, то можем и правду сказать. А если отрицательная - то пусть все так и остается.
Или человек, сказавший неправду, зная, что его могут заподозрить в этой неправде, спешит рассказать свою версию (ложную) произошедшего. Чтобы, так сказать, психологически настроить собеседника на нужный лад. И часто это действо происходит как бы ни совсем в струе разговора. По этому, не совсем уместному высказыванию, и можно распознать этот способ манипулирования.
Какими еще приемами мы пользуемся, чтобы ввести собеседника в заблуждение? Наиболее «талантливые» из нас пользуются приемом полуправды. Возьмут кусочек правды, обернут ее неправдивой красочной оберткой и полученную конфету предлагают нам в качестве лакомства. А у нас потом, от этого угощения, несварение в душе получается.
Или, как делал иногда мой отпрыск, используют для лжи очевидную информацию, которую очень легко проверить. Иногда даже говорят: не веришь, позвони и спроси. Нет, говорят, ты позвони, позвони. После такой атаки поневоле поверишь и пойдешь человеку навстречу. А когда через некоторое время узнаешь правду, дело-то уже сделано. И что удивительно, люди научились так изощренно говорить неправду, что поймать их на неожиданный вопрос или отведенный взгляд просто невозможно. Они тебе, не моргнув глазом, такие подробности (выдуманные) могут выложить, пальчики оближешь. И лишишься их.
Или есть еще такой способ, при котором события нам излагают реальные, тут комар носа не подточит. Только вся загвоздка в том, что произошли эти события не тогда, когда вам сказали, а совсем в другое время. Вы же не будете, как следователь в детективах проверять поминутно. Нет. И этим пользуются. Потом, когда правда откроется, они могут сослаться на то, что говорили чистую правду, только время могли перепутать. Случайно. А потом еще выяснилось, что ваш собеседник перепутал не только время, но и место события. И это не поставит вруна в тупик. Он вам тут же заявит, что очень плохо себя чувствовал в тот момент. И вся его забывчивость – следствие недуга.
Как же нам быть с такими собеседниками. Да, я понимаю, что с такими людьми лучше не иметь общих дел. Согласен с вами. Но где взять других людей? Негде. Вот иногда и приходиться вести «допрос» с пристрастием. Сначала анализируем услышанную информацию, продумываем тактику, а потом задаем неожиданный вопрос. Чем больше у вашего собеседника было времени, чтобы обдумать ложь, тем сложнее вам ее выявить. Поэтому вопросы должны быть очень неожиданные. И не в лоб. И наблюдайте тогда за внешними признаками, которые могут проявиться у вашего партнера. И неожиданное излишнее волнение могут вам сказать больше, чем собеседник.
Или понаблюдайте за его ладонями. Где они и куда смотрят. Что, собеседник на них присел «для удобства»? Не для удобства, а чтобы скрыть ложь. Правдивый человек держит ладони вверх, открытыми. А если ладони повернуты вниз, то собеседник где-то говорит неправду.
А вот, после вашего вопроса, собеседник изменил позу, в которой находился. Он сел так, как будто отстранился от вас. Скрестил руки на груди и полуотвернулся от вас всем телом к окну. Или взял папку с бумагами и положил их на колени. Все перечисленное есть стремлением вашего собеседника подсознательно уйти от вас. Пока его не раскрыли.
У некоторых врунов во время «процесса» понижается голос. Он начинает откашливаться и стараться говорить громче. Не соразмеряясь с обстановкой. А другие вруны в эти моменты начинают без умолку болтать. Они как бы сами себя стараются убедить в собственной правоте. И аргументы они приводят какие-то ненужные и несерьезные. Такая у них реакция на собственную ложь.
Что хочется посоветовать, если вы столкнулись с неискренностью, мягко говоря. Не делайте сразу однозначных выводов. Лучше попробуйте перепроверить полученную информацию. А вдруг вам просто показалось? Не спешите с выводами.
У вас не сложилось мнение, что русские люди много лгут? Напрасно. Если говорить беспристрастно, то проблема лжи актуальна для всех стран, не исключая уж очень развитых. И чем развитей страна, тем изощреннее иногда способы манипулирования. Пора правдивость заносить в Красную книгу, а то следующие поколения вообще не будут знать, что это такое.
Ключевые слова: ложь, манипулирование
Еще рекомендуем:
Предположим, мы поем какую-нибудь ноту или взяли постановочный звук.
Психология формант голоса. Поскольку голосовые связки напоминают струну гитары, давайте посмотрим, как выглядят колебания струны, когда она звучит.
Не спешите отвечать на его вопросы. Делайте паузы для осмысливания вопроса.
Советы родителям и учителям. огда вы не только замедлите ваш разговор, но и естественным образом замедлите речь ребенка. Ребенок при медленном разговоре будет вести себя спокойнее и меньше заикаться.
Понадобилось почти два века, чтобы в 1938 году австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл детально разобрал этот «совет» и дал этой методике научное название «
парадоксальная интенция». Хотя, я опять забегаю вперед.
Нравится